ukenru





Як і за скільки купити українські чорноземи. Перезавантаження земельних відносин – вільний обіг земель. Агро холдинги, малий та середній фермер – у кожного своя зона ризику. Землі громад-перспективи. Рейдерський гачок. Все на семінарі 19-20 грудня, м.Київ «ЗЕМЕЛЬНЕ ЗАКОНОДАВСТВО 2020» Детальніше...


ЗЕМЛЯ 2020! Мораторій. Ринок землі. Що зробити ВЖЕ! Ціна. Іноземці. Переважне право. Як не втратити земельний банк: агрохолдинги, фермери. (Суб)Оренда. Договори. Реєстрація. АГРОЗМІНИ. Масиви. Обмін. "Шахматки". Польові дороги. Паї. (Анти)Рейдерство. Суди! НГО. Плата! Детальніше...


 

Проект Земельної спілки України: "Десять кроків для подолання корупції у земельних відносинах"...

Какую информацию о земельных участках считают необходимым сделать публичной жители сельской местности?


    Какую информацию о земельных участках считают необходимым сделать публичной жители сельской местности?

    Ввод в действие Национальной кадастровой системы уже получил первые отзывы экспертов. А вот ответ на вопрос, какие же соображения об этой системе среди самих участников земельных отношений, дало социологическое исследование, проведенное Центром социальных экспертиз Института социологии НАНУ по заказу Госземагентства в рамках Проекта Всемирного банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра». В ходе исследования изучалась мнение трех категорий жителей сельской местности: владельцев паев, представителей агробизнеса (глав фермерских хозяйств и руководителей сельхозпредприятий) и местного самоуправления.

 

    Бумага или электронная форма?

    Идея введения системы регистрации прав собственности на землю в электронной форме владельцами земельных паев пока воспринимается весьма настороженно - о негативном отношении заявили 44,3% опрошенных, около 1/3 ответили, что им безразлично, а 23,1% указали на положительное отношение. А вот среди глав фермерских хозяйств и руководителей сельхозпредприятий положительных результатов ожидает большинство респондентов - 58%, хотя и количество негативных ожиданий является немалой - 42%. Больше всего сторонников нововведения - 67% опрошенных - среди представителей местного самоуправления.

    Интересно, что наибольшей опаской по ведению информации о земельных участках и право собственности на них в электронной форме считают возможность постороннего вмешательства в функционирование системы с корыстной целью - такую ​​угрозу видят около 35% в каждой из категорий опрошенных.

    Исследование дает возможность рассмотреть и более детально, что положительного и отрицательного видят в нововведении фермеры, руководители сельхозпредприятий, сельские головы и депутаты сельсоветов.

     Наиболее распространенная характеристика - «шаг вперед по сравнению с регистрацией на бумажных носителях» (так считают 31,3% и 38,6% представителей соответственно агробизнеса и самоуправления). Вторая по популярности точка зрения - «система имеет все признаки прогресса, но есть сомнения в возможности ее эффективного использования рядовыми гражданами» (около 27%). Среди негативных наиболее актуальные мысли о том, что это «еще одна система поборов с граждан и организаций» (около 15,5%) и «шаг назад, поскольку владельцы без бумажного (физического) доказательства своих прав» (около 13%).

    Социологи отмечают, что на момент опроса еще не было практического опыта использования такой системы. Таким образом, речь идет не об отношении к регистрации прав собственности на землю в электронной форме, а о своего рода прогноз. Одновременно он дает некоторое представление о том, что волнует респондентов прежде.

     Что должно быть открыто?

    Закон «О Государственном земельном кадастре» предусматривает открытый доступ к информации о земельных участках через интернет-ресурс - за исключением той, которая защищена законом о персональных данных (в частности, о владельце). В вопросе, должна быть информация об участках доступна и в какой мере, в обществе преобладают два кардинально разные подходы: часть граждан и экспертов считают, что доступ должен быть открытым (как, например, в Грузии) - бесплатно или за символическую плату, другая часть - что доступ к кадастру должен быть ограничен и доступен только для органов государственной власти и управления.

     Как показывают данные исследования, фермеры и руководители сельхозпредприятий не считают нужным закрывать доступ к любой информации о земельных участках. Единственная информация, которую они менее всего считают целесообразным обнародовать - так это о владельце участка. Но и в этом случае речь не идет о закрытии доступа, а об определенных условиях: доступ для всех желающих должно осуществляться за плату.

     Аналогичное мнение и у представителей местного самоуправления: все показатели степени открытости информации о земельных участках для различных категорий пользователей тяготеют к оценке «информация может быть открытой только за плату». Причем наибольшая степень открытости декларируется для «потенциальных покупателей/продавцов» - им, по мнению депутатов сельсоветов, должна предоставляться преимущество даже по сравнению с пользователями соседних участков.

    Таким образом, фермеры, руководители сельхозпредприятий и представители местного самоуправления являются сторонниками свободного доступа к информации о земельных участках для всех желающих за плату. Но эта позиция имеет свой интересный нюанс.

     Даром или за деньги?

     Несмотря на то, что представители агробизнеса и самоуправления на селе считают необходимым сделать доступ к информации платным, сами они в подавляющем большинстве (около 60%) платить не готовы. Возможно, это объясняется тем, что для обе категории на момент опроса и так владели практически всей информацией об участках на территориях общин.

    Впрочем, остальные указали на то, что при необходимости готовы платить за информацию. Приемлемой платой представители местного самоуправления считают сумму от 50 до 100 гривен за данные о один участок, агробизнеса - от 50 до 200 грн., Причем более 18% фермеров и руководителей сельхозпредприятий не определили суммы платежа, одновременно указали, что готовы заплати любую сумму в разумных пределах в случае необходимости в этой информации.

    Наконец, еще один аспект. Национальная кадастровая система в автоматическом режиме выявляет ошибки, допущенные при определении границ земельных участков. Это, при условии их исправления, позволит избегать конфликтов между собственниками, а также, при необходимости, беспроблемно оперировать участком - ведь вряд ли найдутся желающие взять в аренду или купить, скажем, дачный участок, границы которого точно не определены. Готовы респонденты, в случае, если обнаружена ошибка относительно их участка, для корректного отображения информации об их собственность повторно оплатить землеустроительные работы?

    Тех, кто готов это сделать, среди представителей агробизнеса 39,8%, среди представителей местного самоуправления - 29,8. Остальные предпочитают оставить все, как есть сейчас. Интересно, что среди фермеров и руководителей сельхозпредприятий лишь в двух регионах за корректное отображение информации о своей собственности готова платить большинство - на Западе и в Киевской области. Показатель готовности, выше среднего значения по стране, имеет Восток.

    Это свидетельствует о недооценке владельцами паев Национальной кадастровой системы как инструмента защиты прав их же собственности на землю и личного участия (и ответственности) в этом процессе.

    Специализированное комплексное общеукраинское исследование было проведено в мае-ноябре 2012 года в три волны (весна, лето, осень) при каждой из них опрошено по 2000 респондентов. Это третье в серии специализированных социологических исследований по оценке земельной реформы в Украине (после выполненных в 2010 и 2011 гг), ориентированных на оценку различных аспектов последствий реформ в землевладении для различных категорий населения, предприятий, фермерских хозяйств и сельских общин.

 

    Материал подготовлен в рамках информационной кампании проекта Всемирного банка "Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра".

База ділянок

Пошук

ПОСЛУГИ ДЛЯ КОМПАНІЙ